Публикации

27.02.2023

Как вести себя с наркоманом

     

   Как вести себя с наркоманом? Как помочь и не навредить? Эти вопросы стоят передо мной уже много лет. Как правильно жить рядом с зависимым? Впервые я с ними встретилась в начале болезни моего близкого, и, как оказалось, и моей тоже. Вернее, они появились в голове чуть позже, когда я впервые пришла на собрание группы Нар-Анон, которая и стала потом моей родной группой. А вначале, кроме ужаса, паники, чувства вины, стыда и страха смерти ничего не было.

   Как живет мама наркомана? В страхе. Это было и обо мне тоже. Конечно, сначала я пыталась сделать все возможное и невозможное, чтобы помочь: и кредиты платила, и от тюрьмы спасала, и следила, и контролировала. Но ни к чему хорошему это не приводило. Мы ругались, оскорбляли друг друга, иногда дрались. Моя жизнь превратилась в кошмар, в слияние с болезнью. Несмотря на то, что рядом подрастали еще двое маленьких детей, я их не замечала. Не было ни сил, ни желания. Болезнь цвела буйным цветом, каждый падал на свое дно.

   Пришло время, когда сын попросил о помощи. Он оказался в одном из немногих реабилитационных центров, которые открылись в нашем городе. И вот с того дня началось мое путешествие по программе 12 шагов Нар-Анона. Я подумала, что сейчас мне скажут, что надо делать, я буду выполнять, и все снова станет хорошо, и мой близкий перестанет употреблять наркотики. К тому времени я уже много способов и средств испробовала, но взаимоотношения портились со всеми вокруг, злость нарастала, а любовь умирала вместе со мной.

   Вопрос, как же вести себя с наркоманом, стоит перед каждым, кто приходит на собрание группы, но проходит много времени, прежде чем приходит ответ. Вернее, ответ приходит сразу: отстранись, отделись, перестань контролировать, обрати внимание на себя, установи границы. Но сколько возмущения и протеста они вызывают. Как я могу отстраниться и посмотреть на себя, когда сын в такой беде? Приходится пройти через подобие смерти, боль, страдания, прежде чем прийти к смирению, принятию своего бессилия, отказу от своего контроля. И только тогда я начинала находить ответы на свои многочисленные вопросы.

   Мне пришлось начать изучать болезнь, так как врага надо знать в лицо. Мне пришлось познакомиться с самой собой, научиться работать со своими чувствами. И тогда постепенно я стала слышать ответы. Когда мой близкий был в употреблении, наши взаимоотношения строились на «жесткой любви». Я старалась отстраняться, передавать его заботе Высшей Силы. Я устанавливала четкие и твердые границы: и финансовые, и эмоциональные, и физические. Старалась передать ему ответственность за его жизнь в его же руки, а свои убрать. Но, как говорится, руки убрала, а голова там осталась. Я продолжала изучать программу, проходить шаги, семинары, лекции, слушать спикерские выступления членов Нар-Анона. Отделяться эмоционально оказалось труднее, чем физически.

   Как отпустить тревогу за употребляющего зависимого? Для меня только с помощью Высшей силы, собраний групп Нар-Анона и только вместе с программой. Это здесь я стала разбираться, что в основе моих негативных чувств лежит страх. Я стала работать в этом направлении, научилась идти навстречу страху, проживать это чувство, беседовать с ним. И помогли мне в этом наши инструменты: дневник чувств, наставник, впередиидущие, чтение литературы, семинары и многое другое, чем богата программа.

   Прошло время, прежде чем я научилась спокойно и без паники воспринимать ситуацию такой, какой она является на самом деле. Когда близкий в употреблении, то я веду себя жестче: не спасаю его, не даю денег, не участвую в душещипательных беседах, ставлю четкие и твердые границы. Когда он был в начале своего выздоровления, то, по возможности, живет отдельно, устраивается на работу и полностью обеспечивает себя. Я стараюсь не контролировать посещение им собраний групп, не слежу за его настроением, не задаю лишних вопросов. Захочет - сам расскажет. Не оцениваю его и не критикую. Старюсь вести себя с ним как с хорошим знакомым. Моя задача - сохранить прежде всего свою трезвость. Я задаю себе вопросы: «А люблю ли я сейчас? Что я несу в эти отношения?». Для меня важно проявлять любовь, принятие, доверие по отношению к моему наркоману и отделять его от болезни, позволить ему оставаться собой. Сегодня я понимаю, что каждый человек имеет право на свою жизнь и на ошибку.

   Выздоровление давалось мне очень трудно, но оно того стоит. Сейчас я научилась разговаривать с сыном и другими детьми спокойно, стараюсь услышать, что до меня хотят донести, не вступаю в споры и пререкания. Когда не знаю, что сказать, могу сесть рядом, обнять, могу взять паузу и подумать над моим следующим правильным действием. Помощь не навязываю, с советами не лезу (советую только если меня об этом попросят). Каждый получает свой опыт, только тогда он ценен.

   Когда выздоровление становится более стойким, а границы более гибкими: доверие растет, контроль уходит. На это место приходит Любовь.  Сегодня я стараюсь жить по своей программе, используя Шаги и Традиции. Все это применяю в своей семье, с окружающими меня людьми, детьми и внуками. И это дает возможность выстраивать здоровые отношения везде. И сейчас для меня есть только два требования к себе:

1.    Отказаться от своей Воли и довериться Воле Высшей силы;

2.    Отказаться от роли Бога.

   И тогда начинается переоценка себя, своих поступков и своей жизни. Я постепенно избавляюсь от контроля, тревожности, гиперопеки, учусь принимать своих близких такими, какие они есть, и не пытаюсь сделать их счастливыми вопреки их желанию. А инструменты, которыми я пользуюсь, дает мне программа Нар-Анон, Шаги, Традиции, наставник, возможность самой быть наставником, бескорыстное служение. И тогда вопрос, как вести себя с наркоманом, уходит сам собой.


Возврат к списку